ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (495) 784-71-35

Нарушения речевой артикуляции

Нарушение функции речи у детей диагностируется после 3-х летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны  с врожденными или приобретенными дефектами органов речи. Развитие речи – это сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие зубочелюстной системы.

Загрузка плеера



Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, например, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта  


1.jpg 
-  это позволяет своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как: укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней  челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением  центрального участка нижней челюсти  при глубоком резцовом перекрытии.
   
При неправильном произношении звуков, но внятной речи у ребенка (дислалии); при неправильном произношении и невнятной речи (ринолалии, тахилалии, брадилалии) детям необходима консультация врача–ортодонта. У детей,  которые лечатся только у логопеда, удлиняются сроки лечения. Врач–ортодонт, со своей стороны, может рекомендовать использовать при лечении, в зависимости от случая, пластинку  с заслонкой  или бусинкой.
Если у ребенка открытый прикус, и он, во время постановки логопедом звука (при межзубном стигматизме),

2.jpg


3.jpg
не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки не дает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно и в лечении открытого прикуса.

Пластинку с бусинкой  можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.


Пластинка с бусинкой рекомендована детям при:

1). Врожденной  ринолалии после проведенной операции по устранению врожденной расщелины нёба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

2). Брадилалии – характеризуется патологической замедленностью темпа речи.


4.jpg
3). Тахилалии – характеризуется патологической ускоренностью темпа речи, когда при недостаточности артикуляционного аппарата дети испытывают трудности в произношении необычных слов.


Взаимосвязь речевых нарушений и ЛОР-проблем

«Внуку недавно удалили аденоиды, но он продолжает дышать ртом и иногда похрапывает во сне. Логопед объяснил, что гнусавость и нарушения фонации у него связаны с формой неба и ротовым дыханием. Ребенку сейчас 7 лет, и в школе с детьми проводятся логопедические занятия, но результаты пока слабые. Могла ли операция повлиять на фонацию?»
Анастасия, Москва

Отоларингологи отмечают тенденцию к увеличению количества детей с нарушением носового дыхания — лидируют заболевания миндалин, хронический ринит  и аденоиды. Дыхание и становление речи тесно связаны между собой.
 

5.jpg
Логопед Полина Эстрова

Детям с патологиями строения носоглотки рекомендуется регулярно использовать профилактический трейнер из эластичного силикона, который учит ребёнка держать рот закрытым и дышать носом, а также корректирует позицию языка.

В возрасте 4–8 лет он позволяет нормализовать «готическую» форму неба и носовой перегородки — дно полости носа опускается и твердое небо приобретает правильную куполообразную форму. Это происходит в результате правильного положения языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри нормализует его форму и ширину. Во второй половине сменного прикуса (после 9 лет) такого эффекта уже не наблюдается. Именно поэтому мы рекомендуем начинать комплексное лечение детей с подобными нарушениями как можно раньше.

Коррекция речевых нарушений с

применением трейнеров.

Линда Кендрик,  логопед частной практики, Сидней

Как логопед в процессе моей работы я регулярно сталкиваюсь с детьми всех возрастов с различными речевыми нарушениями.

Одно весьма распространённых нарушений, встречающихся в моей практике, является  межзубная шепелявость, сопровождаемая прокладыванием языка при глотании и нарушением функции оральной мускулатуры, обусловленным ослабленным тонусом круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

В марте 2004, по совету ортодонта, для  лечения подобных случаев я стала использовать в своей работе миофункциональные трейнеры


Центр миофункциональных исследований разработал специальные тренажёры для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей – миофункциональные ТРЕЙНЕРЫ. Регулярная тренировка с применением трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.

6.jpg

Миофункциональные трейнеры производятся  из эластичного силикона, абсолютно безопасного для детского организма, не раздражающего нежную слизистую оболочку полости рта ребёнка. Благодаря высокой гибкости силикона трейнер легко адаптируется к индивидуальным особенностям зубной дуги ребёнка. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

Я очень надеюсь, что представленный ниже случай из моей практики, в лечении  которого я применила трейнеры, поможет другим логопедам  увидеть, насколько эти простые аппараты могут быть эффективными и полезными в речевой терапии.

Очень часто логопед является первымспециалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами –  это происходит  потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений,  как комплексную проблему, а не как  только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

Моё первое знакомство с системой трейнеров произошло, когда я консультировала 6-летнюю девочку, демонстрирующую типичные проблемы, обусловленные миофункциоными нарушениями. После осмотра подтвердилось, что у ребёнка присутствует межзубный сигматизм - шепелявость, влияющая на ее произношение звуков "с" и "з". У девочки в сменном прикусе наблюдалась стойкая привычка прокладывания языка при глотании между зубными рядами, обусловленная инфантильным типом глотания, в результате которой сформировался  открытый прикус во фронтальном отделе.  В состоянии покоя для ребёнка был также характерен полуоткрытый  рот и расположение языка между зубными рядами. При этом у девочки наблюдалась  комбинация ротового и носового дыхания, и демонстрировался полный диапазон движений языка, хотя для смыкания губ ей требовались минимальные усилия.

Важным фактором для формирования данных нарушений у пациентки было длительное  использование соски-пустышки - вплоть до 4-х летнего возраста! Девочка никогда не консультировалась у стоматолога.  Я предложила родителям совместить речевую коррекцию с использования миофункционального преортодонтического трейнера T4K в качестве дополнительной терапии к логопедическому лечению. Трейнер T4K помогает перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное давление мышц и нормализовать рост зубочелюстной системы. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной тренировки с трейнером T4K закрепляются во время ночного ношения аппарата.

Я дала родителям направление к ортодонту, который  профессионально подтвердил, что моя рекомендация была верна. В ожидании консультации ортодонта, я приступила к традиционной речевой терапии - логопедическому лечению, направленному на исправление у ребенка произношения звука "с" и назначила ему комплекс упражнений для мышц рта, с целью нормализации положения губ в состоянии покоя. Хотя девочка была способна удерживать язык за передними зубами, она не могла позиционировать кончик языка на альвеолярном отростке – его давление постоянно приходилось на заднюю поверхность верхних резцов, в момент воспроизведения звуков. Для нее весьма затруднительным оказалось достичь точной постановки звука "с" на этой стадии.

После консультации с ортодонтом пациентке был назначен для ежедневной тренировки оральной мускулатуры трейнер T4K, который она под наблюдением родителей использовала в течение часа каждый день, а также надевала на всю ночь для закрепления результата. Уже через месяц у девочки заметно улучшился тонус круговой мышцы  рта, в состоянии покоя. Она уже с осознанием упражнялась в правильном позиционировании языка и в процессе тренировок научилась правильно произносить звук "с". На следующих занятиях спустя шесть недель мы достигли дальнейшиего прогресса - она произносила звуки "с" и "з" с точностью 95%, и добилась правильного расположения кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без давления на зубы. 


7.jpg

Параллельно у девочки произошла коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания. Эти результаты нас очень вдохновили, поскольку с помощью трейнера нам удалось не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей. Улыбка девочки стала гораздо привлекательней. Пациентка использовала трейнер еще несколько месяцев для закрепления достигнутых результатов. Для меня этот успешный первый опыт речевой коррекции с использованием трейнера, стал прекрасным поводом для дальнейшего регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях.


Гимнастика для языка

Скоро ваш ребёнок в первый раз переступит порог школы, но вас заботит, что он  до сих пор не все звуки произносит правильно. По данным исследований логопедов около 50% всех детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, отстают в речевом развитии от возрастной нормы. Если у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Когда родители приводят ребёнка к логопеду, то часто оказывается, что проблемы речевого характера, обусловлены неправильно формирующимся прикусом, ротовым дыханием, инфантильным типом глотания. Поэтому очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз, и здесь может потребоваться консультация ЛОР-специалиста, ортодонта, и даже стоматолога, для того чтобы выявить первопричину речевых нарушений у ребенка.

Процесс постановки правильного звукопроизношения с помощью специальных коррекционных упражнений с логопедом достаточно длительный и трудоёмкий – эти  упражнения направлены на формирование правильных взаимоотношений между определенными анатомическими структурами полости рта. Если не заниматься ими  постоянно, то процесс закрепления (автоматизации) правильного произношения звуков происходит слишком медленно. Мы с Вами, дорогие родители, не всегда имеем достаточно времени, чтобы заниматься с детьми дома. А если малыш всё лето проводит с бабушкой на даче? Как же помочь ребенку скорее освоить  правильное произношение всех звуков при подготовке к школе?


8.jpg
Наиболее важным органом для правильного звукопроизношения является язык. Именно он чаще всего виноват в дефектах воспроизведения звуков. Двигательные мышцы языка нужно тренировать,  развивая их подвижность и чувствительность. Существуют специальные логопедические зонды для массажа языка, но не всем детям нравится эта процедура.  Хорошим тренажёром для домашней разминки слабого или ленивого детского язычка может служить  вестибулярная пластинка с бусинкой. Совсем несложно научить ребенка самостоятельно заниматься несколько раз в день с таким тренажёром.
 
Нужно просто поместить пластинку в рот, сомкнуть губы и начать раскатывать языком по нёбу прозрачную подвижную бусинку.
В процессе таких занятий (2-3 раза в день по 10 минут) эффективно разрабатываются  все мышцы языка, улучшается чувствительность мягких тканей нёба, а параллельно  тренируется и круговая мышца рта, что очень важно для нормализации носового типа дыхания и фонации. В результате такой регулярной «гимнастики» в занятиях с логопедом очень скоро появится заметный прогресс.

Если ребёнок прокладывает язык между зубами при глотании и произношении некоторых звуков, это ведёт не  только к шепелявости, но к различным нарушениям прикуса: мышцы языка очень сильны, и потому его регулярное давление на зубы может нарушить наклон резцов и вызвать серьёзную деформацию зубных рядов. Из-за низкого положения языка при ротовом дыхании, смещении его назад и вниз, у ребёнка  ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается артикуляция. Научить язык занимать   правильное нёбное положение поможет миофункциональный трейнер – другой вид тренажёра, выполненный из эластичного силикона.
9.jpg

Трейнер предотвращает прокладывание языка между зубными рядами, что способствует коррекции межзубного сигматизма и вырабатывает у ребёнка правильный тип глотания, при котором язык поддерживает свод нёба, благодаря чему нормализуется его форма и улучшается фонация звуков. Упражняться с трейнером (всего 15-20 минут в день) очень просто и даже весело – параллельно можно смотреть  мультики или слушать сказку перед сном. В каждом индивидуальном случае логопед подберёт оптимальный для Вашего ребенка режим и средство коррекции.

ГОРЯЧАЯ  ЛИНИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:  (495) 784-71-35

Дорогие родители, мы будем рады ответить на ваши вопросы, касающиеся речевой коррекции: stom@vallexm.ru